СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Цели и задачи: Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей. Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, штриховка и рисование лепка, конструирование.
Я же использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг". Что же сюда вошло: Игры с пальчиками. Пальчиковые игры с палочками. Пальчиковые игры со стихами. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, Пальчиковый алфавит.
II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, и т.д. Пластилиновые витражи. Лепка с использованием природного материала: семян арбуза, гороха, камешков, ракушек и т.д. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек, скатывание жгутиков). Конструирование из бумаги - оригами. Работа с салфетками (скучивание). Выполнение дизайна с применением ваты.
III. Ручной труд в развитии мелкой моторики. Вышивание. Плетение. Нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера.
IV. Развитие графической моторики. Рисование по трафаретам. Штриховка. Рисование по фигурным линейкам. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений. Работа в занимательных прописях.
Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.
1. На одном из занятий познакомила детей с пальчиками: Пять да пять - родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою, всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие "пять да пять", Угадайте, как их звать? (Пальцы) -Да, дети, это пальцы.
-А почему вы догадались?
-Почему пальцы "родными братьями" называют?
-У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.
-Любите ли вы играть с пальчиками?
-Покажите пальчики правой (левой) руки.
-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?
-Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
2. Нравятся детям пальчиковые игры. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, активизируют моторику руки.
Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать вес пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
Вначале произношу скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
Скороговорки подобраны по алфавиту. Например, звук "Б": "Идут бобры в сыры боры". Обе ладони лежат на столе. Затем поочередно, одна - сжимается в кулак, другая распрямляется.
В классе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок. Использую этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время.
При составлении фигурок ставятся различные задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?). Придумать и сложить фигуру.
Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.
Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки.
Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
В первом классе учим с детьми буквы. Дети любят контур каждой буквы выложить из природного материала (семян арбуза, из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит), вылеплять из пластилина (алфавитное печенье). Это ли не развитие моторики?
Целостному восприятию буквы, выделению характерных признаков, а так же появлению положительного отношению к письму, способствует заучивание стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме. На каждую букву загадываем загадку. А это развитие логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, наблюдательности. Этой цели способствуют игры " Найди букву", "Составь слово", "Составь имя".
Использование разрезной азбуки дает возможность упростить подготовку детей к письму под диктовку: дети анализируют диктуемое слово, обозначая каждый звук буквой, не заботясь о написании т.к. используют готовую. А это в свою очередь развивает внимание, восприятие.
II. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути используемые для подготовки руки ребёнка к письму. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, расскажу о наиболее интересных и направленных на развитие мелкой моторики.
На одном из занятий по рисованию рассказала детям сказку про "Пальчики". "Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:
- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.
Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.
- "Отдыхайте... Впереди новый день".
Дети с огромным желанием рисовали пальчиками "Кисти рябины".
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяю не только для рисования, но в аппликации и конструирования. Особенно хочется рассказать о мозаичной аппликации. Аппликация обрыванием из палочек.
Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает всю большую популярность среди педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты.
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. При выполнении штриховки ставили следующие задачи: подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки); развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).
Приобрели фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей). Учим детей штриховать: параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево; по косым линиям, точками; круговыми линиями, полуовалами; волнистыми линиями, петлями.
Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Работу по подготовке руки к письму начинаем используя пособия "От линии к букве", "Готовим руку к письму" (Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 1996 г.). Все работы проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводит к переутомлению.
Цель работы с пособиями: научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх, проводить линии в различных направлениях, проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,
Ребенок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. "Дорожки", "Дождик", "Парашютисты", "Клубочки". Чем больше фигур получится, тем лучше.
Задания в прописях помогают развивать логическое мышление, произвольное внимание, воображение, например: "Найди лишнюю фигурку и заштрихуй", раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным, подумай, на что похожа картина и дорисуй ее, Оля стоит справа от стола и слева от стула, которую девочку зовут Олей?
На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.
Выучили следующие стихи: Парта это не кровать, и нельзя на ней лежать, ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Тетради правильно кладу, ручку правильно держу, За посадкою слежу, с чистотою я дружу, На отлично напишу.
Использую зрительные диктанты, дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая из цветных палочек геометрические фигуры или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередую со слуховыми. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываем после одноразового словесного описания. Фигуры для слуховых диктантов подбираем из числа знакомых детям, по зрительным диктантам.
Так простой пример: на одном из занятий детям дала такое задание: "Из палочек, которые лежат на столе (4 коричневых и 12 зелЈных сложите елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек" или "Возьмите 4 коричневых или 8 зеленых палочек и сложите из них елочку и сосенку".
Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка, физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Что бы избежать негативных последствий, использую самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками. На стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, зайчишке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, бумага.
В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, цветные спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.
Цели и задачи: Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом: развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей. Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, штриховка и рисование лепка, конструирование.
Я же использовала в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг". Что же сюда вошло: Игры с пальчиками. Пальчиковые игры с палочками. Пальчиковые игры со стихами. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, Пальчиковый алфавит.
II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, и т.д. Пластилиновые витражи. Лепка с использованием природного материала: семян арбуза, гороха, камешков, ракушек и т.д. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек, скатывание жгутиков). Конструирование из бумаги - оригами. Работа с салфетками (скучивание). Выполнение дизайна с применением ваты.
III. Ручной труд в развитии мелкой моторики. Вышивание. Плетение. Нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера.
IV. Развитие графической моторики. Рисование по трафаретам. Штриховка. Рисование по фигурным линейкам. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений. Работа в занимательных прописях.
Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.
1. На одном из занятий познакомила детей с пальчиками: Пять да пять - родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою, всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие "пять да пять", Угадайте, как их звать? (Пальцы) -Да, дети, это пальцы.
-А почему вы догадались?
-Почему пальцы "родными братьями" называют?
-У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.
-Любите ли вы играть с пальчиками?
-Покажите пальчики правой (левой) руки.
-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?
-Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
2. Нравятся детям пальчиковые игры. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, активизируют моторику руки.
Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать вес пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
Вначале произношу скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
Скороговорки подобраны по алфавиту. Например, звук "Б": "Идут бобры в сыры боры". Обе ладони лежат на столе. Затем поочередно, одна - сжимается в кулак, другая распрямляется.
В классе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок. Использую этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время.
При составлении фигурок ставятся различные задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов?). Придумать и сложить фигуру.
Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.
Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки.
Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
В первом классе учим с детьми буквы. Дети любят контур каждой буквы выложить из природного материала (семян арбуза, из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит), вылеплять из пластилина (алфавитное печенье). Это ли не развитие моторики?
Целостному восприятию буквы, выделению характерных признаков, а так же появлению положительного отношению к письму, способствует заучивание стихотворений, в которых описание букв дано в образной, занимательной форме. На каждую букву загадываем загадку. А это развитие логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, наблюдательности. Этой цели способствуют игры " Найди букву", "Составь слово", "Составь имя".
Использование разрезной азбуки дает возможность упростить подготовку детей к письму под диктовку: дети анализируют диктуемое слово, обозначая каждый звук буквой, не заботясь о написании т.к. используют готовую. А это в свою очередь развивает внимание, восприятие.
II. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути используемые для подготовки руки ребёнка к письму. Все эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, расскажу о наиболее интересных и направленных на развитие мелкой моторики.
На одном из занятий по рисованию рассказала детям сказку про "Пальчики". "Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:
- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.
Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.
- "Отдыхайте... Впереди новый день".
Дети с огромным желанием рисовали пальчиками "Кисти рябины".
Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяю не только для рисования, но в аппликации и конструирования. Особенно хочется рассказать о мозаичной аппликации. Аппликация обрыванием из палочек.
Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает всю большую популярность среди педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты.
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. При выполнении штриховки ставили следующие задачи: подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки); развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).
Приобрели фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей). Учим детей штриховать: параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево; по косым линиям, точками; круговыми линиями, полуовалами; волнистыми линиями, петлями.
Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Работу по подготовке руки к письму начинаем используя пособия "От линии к букве", "Готовим руку к письму" (Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 1996 г.). Все работы проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводит к переутомлению.
Цель работы с пособиями: научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх, проводить линии в различных направлениях, проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,
Ребенок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. "Дорожки", "Дождик", "Парашютисты", "Клубочки". Чем больше фигур получится, тем лучше.
Задания в прописях помогают развивать логическое мышление, произвольное внимание, воображение, например: "Найди лишнюю фигурку и заштрихуй", раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным, подумай, на что похожа картина и дорисуй ее, Оля стоит справа от стола и слева от стула, которую девочку зовут Олей?
На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребёнка. В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.
Выучили следующие стихи: Парта это не кровать, и нельзя на ней лежать, ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Тетради правильно кладу, ручку правильно держу, За посадкою слежу, с чистотою я дружу, На отлично напишу.
Использую зрительные диктанты, дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая из цветных палочек геометрические фигуры или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередую со слуховыми. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываем после одноразового словесного описания. Фигуры для слуховых диктантов подбираем из числа знакомых детям, по зрительным диктантам.
Так простой пример: на одном из занятий детям дала такое задание: "Из палочек, которые лежат на столе (4 коричневых и 12 зелЈных сложите елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек" или "Возьмите 4 коричневых или 8 зеленых палочек и сложите из них елочку и сосенку".
Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка, физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Что бы избежать негативных последствий, использую самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками. На стене кукла - девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, зайчишке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, бумага.
В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, цветные спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.
Литература
Васина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1994. Гаврина С. Е.
Васина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1994. Гаврина С. Е.
Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.
Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.
Цвинтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.
Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. 1986 - №3 - С. 36.
Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму.// Начальная школа. 1993 - №5 - С. 20-21.// Начальная школа. 1994 - №8 С. 12-13.
Потапова Е. Н. Писать красиво может каждый. //Семья и школа. 1991 - №11 - С. 10-12
Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5 -С. 33-35.